Мочекаменная болезнь

Камни могут образовываться в почках, иногда блокируя отведение мочи и вызывая боль.

В почках, в результате фильтрации крови, реабсорбции и секреции образуется моча, которая собирается в чашечках, лоханке, а затем стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Из него моча через мочеиспускательный канал выходит наружу.Камни в почках представляют собой кристаллические частицы, которые образуются в моче, часто вызывая боль, когда они препятствуют отведению, мочи из почек.Примерно у одного из десяти казахстанцев развивается мочекаменная болезнь. Эта проблема чаще встречается у мужчин, чем у женщин, реже у детей. Чаще всего это не наследственное заболевание. Даже если в ваших родственников имеются камни. Наличие камней в почках у детей в большинстве случаев может иметь наследственный характер, требующий тщательного исследования и наблюдения.

Причина образования камней в почках.

Камни в почках образуются тогда, когда концентрация определенных веществ в моче превышают количество, которое может раствориться. Это может произойти вследствие того, что моча становится чрезмерно концентрированной из-за низкого объема выделяемой мочи или чрезмерной ее потери.Снижение количества выделяемой мочи может быть вызвано недостаточным потреблением жидкости или чрезмерной потерей жидкости, например, с повышенным потоотделением или хронической диареей. Кроме того, моча может становиться высококонцентрированной вследствие высокой температуры тела, изменением функции кишечника и почек. Камни почек редко являются признаком заболевания почек, также было доказано,что образование камней редко встречается у людей с плохо функционирующей почкой.Чаще всего почечные камни образуются в течение нескольких месяцев или лет, и вырастают до размера, который может вызвать симптомы, которые как правило связаны с препятствием выведения мочи из почки. У некоторых людей, камни могут образовываться быстрее.

Типы камней
Большинство камней в почках содержат кальций, обычно кальций оксалат или фосфат кальция. Около 10% камней в почках состоят из мочевой кислоты, более высокая концентрация которой выявляется у людей с подагрой. Струвитовые камни связаны с некоторыми бактериальными инфекциями мочи.

Диагностика мочекаменной болезни.

Большинство камней в почках можно увидеть на простом рентгеновском снимке, это так называемые рентген позитивные камни. Камни, состоящие из мочевой кислоты, наоборот не визуализируются на обычном рентген снимке и будут называться рентген негативные. Такие камни требуют других видов исследования. УЗИ или КТ-сканирование часто очень полезно при определении размера и расположения всех типов камней в почках. В некоторых случаях применяется внутривенная экскреторная урография, которая включает в себя внутривенную инъекцию «красителя», который выводиться с мочой и демонстрирует косвенные признаки наличия камня и функцию почек.Анализ мочи и крови помогает в выявлении воспалительного процесса почек, их функционального состояния.

Лечение мочекаменной болезни

Лечение камней в мочевыводящих путях, требуется для устранения обструкции и болевого синдрома. Некоторые камни могут выходить самостоятельно, без специального лечения. Для других камней может потребоваться ультразвуковое дробление камней (без госпитализации в стационар), контактно лазерное дробление, которое производиться через естественные мочевые пути. Более сложные камни могут потребовать хирургического вмешательства через небольшой прокол в поясничной области. Этот метод называется перкутанная нефролитотрипсия. Все эти методы лечения проводятся в нашем центре, и в каждом конкретном случае наши врачи порекомендуют вам самый оптимальный способ лечения.

Профилактика образования камней в почках

Основой профилактики камнеобразования в почках — является употребление большого количества жидкости, для поддержания выделения разбавленной «неконцентрированной» мочи. Рекомендовано всем людям склонным к камнеобразованию выделять от 2х-до 3х литров мочи в сутки. Понятно, что для многих — это неприемлемо, поэтому любое увеличенное количество выпиваемой жидкости полезно. Также дополнительное количество жидкости следует употреблять при повышенном потоотделении и диарее. В идеале, примерно половина ежедневно потребляемой жидкости должна быть водой. Нет четких данных, что жесткая вода, хуже, чем мягкая в предотвращении образования камней в почках. Кипяченная или нет, почти все жидкости будут полезны в снижении риска образования камней. Строгое ограничение кальция в рационе не рекомендуется для профилактики камнеобразования, а в некоторых случаях может даже усугубить ситуацию. Ограничение употребления кальция может приводить к развитию остеопороза, особенно у пожилых пациентов. Важной составляющей многих камней является оксалат, который выводиться с мочой. В случае наличия у вас камней данной группы, конечно же нужно избегать избыточного потребления шпината, ревеня, клюквы, клубники, ежевики, шоколада, орехов, свекличной ботвы, какао и чая.Высокий уровень потребления мяса, рыбы и птицы также может увеличивать риск камнеобразования. Это особенно относится к камням мочевой кислоты. Ваше потребление животного белка должно быть ограничено 250 граммов ежедневно. Рекомендуется ограничение потребления поваренной соли. Диета с высоким содержанием клетчатки может обеспечить дополнительную пользу.

Важно, чтобы эти диетические изменения стали постоянными в вашем образе жизни. Эти изменения должны начинаться постепенно, начиная с увеличения потребления жидкости и уменьшения поваренной соли. Когда это станет привычкой, возможны дополнительные изменения в диете.