Гидронефроз

Гидронефроз (Расширение почки)

При гидронефрозе почка увеличена (расширена) по причине блокирования оттока мочи. Моча скапливается за местом закупорки и остается в почечных чашечках и в центральном участке сбора мочи (почечная лоханка).

В нормальных условиях моча истекает из почек при крайне низком давлении. При  блокировании оттока, моча скапливается за местом закупорки, периодически достигая чашечек почки и участка сбора мочи (почечная лоханка), увеличивая (растягивая) почку и оказывая повышенное давление на ее внутренние структуры. Давление, повышенное по причине непроходимости, может в конечном счете привести к поражению почки и потере ее функции. При затруднении оттока мочи может развиться инфекция, поскольку бактерии, попадающие в мочевыводящие пути, не вымываются. При непроходимости обеих почек может возникнуть почечная недостаточность.

Длительное расширение почечной лоханки и мочеточника также может препятствовать ритмичным мышечным сокращениям, которые в нормальных условиях способствуют продвижению мочи по мочеточнику из почки в мочевой пузырь (перистальтика). Затем рубцово-измененная ткань может заменить собой здоровую мышечную ткань в стенках мочеточника, что приведет к необратимому поражению.

Частичная и полная непроходимость, как правило, являются причинами аналогичных проблем, но большинство проблем и, в частности поражение почек, являются более тяжелыми при полной непроходимости.

Причины

Обструкция может быть частичной или полной, затрагивать одну сторону или обе стороны, и может развиться быстро (острая форма) или медленно (хроническая форма). Следующие причины являются наиболее распространенными:

• У детей: Структурные аномалии, например, врожденные пороки развития, такие как клапаны во внутренней задней части мочеиспускательного канала (которые называются «задние клапаны мочеиспускательного канала») и другие препятствия, которые сужают или блокируют мочеточник, или мочеиспускательный канал
  • У молодых людей: Камни в почках или в мочеточнике, либо другом участке мочевыводящих путей,
  • У людей старшего возраста: Камни в почках или в мочеточнике, либо другом участке мочевыводящих путей, аденома предстательной железы (ДГПЖ) или рак предстательной железы, онкологические заболевания различной локализации.

Другими распространенными причинами непроходимости являются стриктуры (сужения, вызванные рубцовой тканью) мочеточника или мочеиспускательного канала, которые развиваются после лучевой терапии, хирургической операции или процедур, выполненных на мочевыводящих путях.

К другим возможным причинам непроходимости мочевыводящих путей относятся:

• Полипы в мочеточнике
  • Кровяной сгусток в мочеточнике
  • Опухоли в самом мочеточнике или рядом с ним
  • Заболевания мышц или нервов в мочеточнике или мочевом пузыре (например, вследствие приема лекарственных препаратов, обладающих антихолинергическим эффектом , врожденных пороков развития или поражения спинного мозга)
  • Образование фиброзной ткани (рубца) в самом мочеточнике или вокруг него вследствие хирургического вмешательства, лучевой терапии или приема лекарственных препаратов.
  • Выпячивание нижнего конца мочеточника в мочевой пузырь (грыжа мочеточника).
  • Опухоль, абсцессы и кисты мочевого пузыря, матки, шейки матки, предстательной железы и других органов тазовой области.
  • Большое количество кала, застрявшего в прямой кишке (закупорка прямой кишки калом).

Гидронефроз обеих почек может возникнуть во время беременности, поскольку увеличенная матка сдавливает мочеточники. Гормональные изменения во время беременности могут усугубить проблему, уменьшив сокращения мышц, которые в нормальных условиях способствуют продвижению мочи по мочеточникам. Это состояние обычно называется гидронефрозом при беременности и, как правило, проходит после разрешения беременности, хотя впоследствии почечная лоханка и мочеточники могут оставаться несколько растянутыми.

Симптомы зависят от причины, места и продолжительности непроходимости. Если непроходимость возникает быстро и растягивает мочевой пузырь, мочеточник и/или почку, то, как правило, она причиняет боль. Если почка растянута, может возникнуть почечная колика.

Непроходимость одного мочеточника не уменьшает объем мочи, который выделяется человеком при мочеиспускании. Непроходимость может остановить мочеиспускание или уменьшить объем выводимой при мочеиспускании мочи, если закупорка затронет мочеточники обеих почек или мочеиспускательный канал.

У лиц с медленно прогрессирующей непроходимостью, которая вызывает гидронефроз, может не быть никаких симптомов, или же у них могут быть приступы тупой боли в боку (область спины между нижним концом ребер и позвоночником) на пораженной стороне. Иногда камень в почках временно блокирует мочеточник и причиняет периодически возникающую боль.

У лиц с инфекциями мочевыводящих путей (ИМП) может быть гной в моче, лихорадка и дискомфорт в области почек и мочевого пузыря.

Диагностика

Ранняя диагностика имеет большое значение, потому что в большинстве случаев непроходимость можно устранить, а задержка лечения может стать причиной необратимого поражения почек. Врач может заподозрить непроходимость по таким симптомам, как почечная колика, симптомы растяжения мочевого пузыря или уменьшение объема мочи. Расширенная почка редко может прощупываться в боку, как правило, если почка значительно увеличена у детей и худых взрослых. Растянутый мочевой пузырь может иногда прощупываться в нижней части живота, чуть выше лобковой кости. Для постановки диагноза ваш врач назначит вам обследования, по результатам которых, будет принято решение о более подходящем варианте лечения.

Прогноз

Закупорку, как правило, можно устранить, но, если облегчение долго не наступает, поражение почек может быть необратимым. Тем не менее, поскольку для поддержания организма достаточно одной нормально функционирующей почки, маловероятно, что произойдет необратимая почечная недостаточность, кроме тех случаев, когда обе почки будут закупорены некоторое время, как правило, по меньшей мере, в течение нескольких недель. Прогноз также зависит от причины непроходимости.

Лечение

Как правило, лечение направлено на снятие симптомов непроходимости. Например, если мочеиспускательный канал закупорен по причине увеличения или рака предстательной железы, лечение может заключаться в приеме препаратов, например, гормональной терапии при раке предстательной железы, проведении операции или расширении мочеиспускательного канала при помощи расширителей. Могут потребоваться другие методы лечения, такие как эндоскопическое оперативное вмешательство, чтобы удалить камни, которые блокируют отток мочи в мочеточнике или почке.

Если невозможно быстро устранить причину непроходимости, особенно если имеется инфекция, почечная недостаточность или сильная боль, проводится дренирование мочевыводящих путей. Если гидронефроз вызван обструкцией, которую сложно устранить, мочу, скопившуюся над местом закупорки, можно вывести с помощью мягкой трубки, введенной через кожу спины в почку (нефростомическая трубка), или путем введения мягкой пластиковой трубки для соединения мочевого пузыря с почкой (стентирование мочеточника). Если место непроходимости, которое нужно быстро устранить, находится в мочеиспускательном канале, для отвода мочи в мочевой пузырь устанавливается мягкая резиновая трубка (эпицистостома).

В случае наличия у вас одного из вышеуказанных симптомов, мы рекомендуем обратиться в наш центр для обследования и лечения.